С днем Весны

Дорогие женщины!

Поздравляем вас с прекрасным праздником - с праздником ВЕСНЫ - 8-ое Марта. Счастья, любви, здоровья, успехов во всех ваших делах и начинаниях!

Мужчины, любящие вас.



















пятница, 8 октября 2010 г.

Вишневская Белла Соломоновна, учитель английского языка школы №23 г. Орла

Первая любовь на всю жизнь
Я закончила институт в 1966 году и получила назначение в единственный город в распределении – Боровичи. Я и не знала тогда, где он находится, оказалось, что в Новгородской области. Мой муж поехал со мной: он хотел посмотреть место, где я буду жить и работать целых полгода одна, без него.
Прямого поезда от Орла туда нет и сейчас, поэтому мы ехали через Москву. Мы приехали рано утром.
И первое что я увидела – была длинная деревянная платформа с колоннами как в старых фильмах про 19 век и огромный колокол на стене, в который тогда еще звонили перед отправкой любого поезда. Станция Боровичи – это тупик, поэтому тогда там отправлялись 1 поезд в Москву и 1 поезд в Ленинград в сутки. Мы стояли перед этим колоколом, и я не могла представить себе, что это современный, хоть и провинциальный город. Но оказалось, что рядом с вокзалом есть автобусная остановка, мы обрадовались и поехали в ГОРОНО. Там я получила назначение в 11 среднюю школу и мне дали комнату в коммунальной квартире.
Школа оказалась новая, отрылась всего год назад. Я начала работать и через месяц, в октябре, мне вручили и классное руководство в 9 А классе. Это был мой первый класс. Я помню, как Борис Михайлович Евграфов – прежний классный руководитель, назначенный завучем, передавая мне классное руководство говорил, что класс хороший, но не простой. Наверное, не простой. Но от неопытности или от неумения я общалась с ними как с друзьями, не выстраивая никаких стратегий. Мы вместе радовались победам и огорчались плохим оценкам.
Мне – 22 года, им 16. Тогда это была огромная разница, а сейчас мы ровесники. За два года мы много чего успели сделать – наш класс был лучшим в школе и нас фотографировали у развернутого красного знамени – такая была в школе традиция, мы объездили все, что было возможно. Ездили в Новгород, Ленинград, в Михайловское и Печеры, в Кончанское-Суворовское. Вокруг города много озер и хвойные леса. Мы ездили по грибы и за клюквой.
В конце 10 класса Борис Михайлович проводил анкету и в пункте Твои любимые учителя больше чем в половине из них было написано мое имя. Это было первое признание того, что что-то получается у меня как у классного руководителя и как у учителя.
На последнем звонке я говорила, что школа и я будут помнить их всю жизнь. Так оно и есть.  К этому дню Валя Костерина написала песню. Я храню тогда написанный листок с песней до сих пор, и каждому своему классу на выпуске я дарила эту песню.
Класс был очень дружный. Через два года они закончили школу и я вернулась в Орел, но связи остались.
За следующие 40 лет я была в Боровичах три раза. Первый раз я помчалась туда 3 или 4 мая через два года на похороны – умерла Ниночка Ланкина, наша умница и красавица, спортсменка. Она играла в волейбол и, наверное, ударилась бедром во время игры, потому что потом сгорела от саркомы. Поздно вечером все провожали меня на поезд, и мы плакали, потому что не было больше с нами нашего Нулика.
Во второй раз я поехала туда через 20 лет. Мы снова встретились. Все были немножко чужие, но бесконечно родные. Будто наши разговоры никогда не кончались. Было интересно узнать, кем они стали, как складываются их судьбы. У всех уже были дети, и они были много старше, чем я была тогда.
Мы переписывались изредка. Писали мне Таня Кавчинская и Люда Иванова. Но время шло, изменились телефоны, я стала жить в другом месте и даже в школе, телефон был уже другим. Поэтому для меня было шоком, когда в мае 2008 года меня в школе позвали к телефону, и я услышала голос Люды Ивановой: меня приглашали на 40 лет окончания школы. Мои коллеги были очень удивлены тем, что позвонили и позвали, но, по-моему, еще больше тому, что я не долго думая, сказала, что приеду обязательно.
И вот я еду… Еду и думаю о том, что увижу, кого встречу.
Одна из моих подруг написала для нас стихотворение "Сорок лет". Интересно и странно было войти в школу 40 лет спустя. Оказывается ничего не забылось. Вот здесь на лестнице я разговаривала с Витей Никитиным, а с Сашей I (в классе было два Александровых Александра, поэтому был Саша I и Саша II) мыла стены, с Таней Кавчинской обсуждали планы на четверть. И так я могу говорить о каждом.
 В моем бывшем кабинете № 32 теперь работает учитель немецкого языка. Мы сидели за партами, разговаривали, вспоминали, рассказывали как у кого сложилась жизнь. Девочки уже все на пенсии, но многие работают. Жизнь сложилась у всех по-разному, но осталось чувство сопричастности, интереса друг к другу.
Уже поредели ряды: нет с нами Люды Фоменковой, Коли Трома, Володи Касьяненко. На следующий день мы поехали на кладбище к Ниночке Ланкиной. Могила осыпалась, металлический памятник проржавел. Родных у Нины уже никого не осталось. Смотреть на это было невозможно, мы собрали деньги, и Саня Партанский осенью все поправил и сделал все как надо.
Прошло уже два года с тех пор, и я еще два раза была в Боровичах. Все меняется, но отношения, которые были, остались навсегда. И мне кажется, что не было в жизни лучше их. Но когда я вспоминаю остальные свои классы, а их было всего пять, то оказывается, что они тоже все молодцы. Пусть так и будет всегда!



Деулина Лидия Васильевна, учитель краеведения,
заведующая музеем школы №46 г.Орла
А звали меня Том Лидахон
В 1958 году я закончила историко-филологический факультет Орловского педагогического института. Выпускников института этого года распределяли на работу в Среднюю Азию. Вот и моя группа попала под такое распределение в Таджикистан в город Сталинобад (сейчас Душанбе). Все боялись попасть в Среднюю Азию, а мне не было боязно, и даже очень хотелось туда поехать. Хотелось увидеть другие города, другой мир, людей, познакомиться с их традициями и культурой. Все было интересно. И сейчас я ни о чем не жалею.
На вокзале нас провожал преподаватель истории Кривин, которого мы очень уважали. Провожая, он плакал – ему страшно было за нас оттого, что мы так далеко уезжаем и в совершенно незнакомое место.
Ехали мы долго. Как переехали Урал, изменилась погода: жара стояла невыносимая. В Сталинобаде нас встретили и повезли в институт усовершенствования учителей, там и поселили. Жили мы во дворе в большой беседке, увитой виноградом со свисающими гроздьями. Там прожили 2 недели, которые были для нас как «курсы молодого бойца». В течение этого времени мы изучали таджикский язык, а разговорную практику проходили на восточном базаре. Что это был за базар! Фрукты, овощи, лепешки, таджикские халаты и расшитые тюбетейки, и многое другое, чего мы не видели раньше. Слов 120-150 я изучила.
Сталинобад очень красивый город: фонтаны, дома в восточном стиле, арыки по обеим сторонам улиц и много зелени. Центральная улица города – проспект Айни, и все сосредоточено здесь. Если смотреть на город с высоты, то он расположен как бы в чаше, а вокруг горы, горы…с белыми вершинами, переливающимися на солнце как бриллиантовые россыпи. Одно слово – Памир! Красота неописуемая! Мы учились, готовились к самостоятельной жизни в совершенно другом мире, а город жил своей жизнью, и я старалась выбирать время сходить в театр, на концерты или посетить выставочные залы. В городе очень много встречали выпускников вузов из России. Радовались таким встречам, знакомились и вместе ходили гулять по городу или на танцы.
А через две недели я получила назначение на работу в кишлак Гурьет Гесарской долины в школу имени К.Маркса учителем немецкого языка, русского языка и литературы. Учителя встретили меня очень приветливо.
 Я была в кишлаке единственной русской. Сам кишлак был серый, мрачный, неприветливый. И хотя в Средней Азии было уважительное отношение к учителю, как святому человеку, жители отнеслись ко мне очень настороженно. Ведь я была для них чужой. Единственные соседи, кто общались со мной, завуч школы и его жена.
Но однажды я увидела как самый главный человек в кишлаке, мулла, мучается от сильного нарыва на руке. Я помогла ему мазями и лекарствами, и через два дня ему стало намного легче. На следующий день я увидела у себя во дворе, что собрались жители кишлака и, приложив правую руку к сердцу, кланяясь, приветливо здоровались со мной. С тех пор жизнь моя в кишлаке изменилась. И хотя дети в школе с самого начала почитали меня, то теперь мамы детей или просто женщины кишлака в знак уважения и благодарности приносили мне продукты: фрукты, овощи, орехи, лепешки. А школьный сторож, обаятельный старик, подарил мне собаку, рыжую овчарку, с которой я потом ходила одна в горы.
Школа в кишлаке представляла собой длинное одноэтажное здание, метров 40. Каждый класс имел выход на улицу. Полы были земляные, а в холодное время классы отапливались буржуйками, которые стояли в каждом классе.

Дети кишлака не знали никаких праздников, кроме своих религиозных. Ими никто не занимался, так как это не было в обычаях сельских жителей. Я решила как-то детей развеселить, скрасить их быт. Купила мяч и разучила с ними как играть в лапту. Вначале они смотрели и удивлялись, а, поняв смысл игры, кричали, радовались каждому удачному удару по мячу. Потом научились играть в волейбол. И теперь после школы, если позволяли домашние заботы, дети собирались командами и играли в мяч. Смех и радостные крики стояли возле школы. Посмотреть на нас приходили даже старики кишлака.
Приближался Новый год (первый Новый год вне дома). Я предложила сделать для детей праздник В кишлаке он не отмечался, и поэтому никто не знал, что надо делать. Директор школы обрадовался моей инициативе и в последствии помогал в организации разных мероприятий. В конце декабря наш сторож привез с гор дерево, похожее на тую, так как елок в Азии не было. Вместе со всеми школьниками мы делали игрушки на елку, готовили праздничную программу: песни, стихи, народные танцы под национальный бубен. Пришли на елку и родители, и жители кишлака. Праздник получился веселым. Вначале дети стеснялись, но когда увидели, что за исполненный номер дают угощение, простенькие конфеты, стали тянуть руки, чтобы выступить.
В дальнейшем я стала организовывать для учеников советские праздники, все были в восторге. На 8 марта школа делала подарки девочкам: пудру, мыло, ручки, карандаши, тетради. А девочке из очень бедной семьи подарили 3 метра ситца – радость была большая в этой семье.
Я старалась участвовать в жизни кишлака. Осенью со всеми вместе ходила собирать хлопок. Это очень тяжелый труд! За весь день, не разгибая спины, я собрала 32 кг хлопка. Жители кишлака приглашала меня и на свадьбу. Я сидела на мужской половине, так как была другой веры. Таджикская свадьба была для меня очень интересна. Я записывала, какая была посуда, как украшены стены дома, какая одежда на молодых и других присутствующих, что дарили.
В кишлаке меня уважали и звали Том Лидахон, то есть уважаемая Лида, и когда ко мне в гости приехала мама, жители очень тепло отнеслись к ней. Она ходила по кишлаку и по - хорошему всему удивлялась и ахала.
Я могу рассказывать очень долго, но остановлюсь на этом. Судьбе было угодно направить меня в этот уголок нашей страны, и я ей благодарна. Впечатления остались на всю жизнь. Была молода и очень скучала по дому, родителям, но сейчас приятно вспоминать то время. Уехала потому, что закончился мой срок направления, и очень тянуло на родную сторону.
Я еще долго переписывалась с ребятами. Они присылали в письмах фото, писали даже из армии. А мой ученик, сын того замечательного старика - сторожа, окончил школу, и тоже стал учителем. По окончании педагогического института, работал завучем. В конце 60-х годов он привозил учеников на экскурсию в Москву и в Орел, заезжал ко мне в гости. Сколько было разговоров и воспоминаний! Фамилия этого ученика Алимов.
В кишлаке все меня помнили и вспоминали добрым словом.

четверг, 7 октября 2010 г.

Гостенков  Николай Иванович, учитель - пенсионер Нижне-Федотовской школы Кромского района
Учительница первая моя

Николай Иванович с супругой и внучкой
  Это был трудный послевоенный 1946 год, когда мы, девчонки и мальчишки, робко и застенчиво переступили порог начальной школы в деревне Верхне-Федотово. Школа была старой деревянной, но с большими окнами и широким коридором, построенная по распоряжению земства ещё в конце XIX века. В ней были две классные комнаты, вмещавшие более 40 учеников каждая. На окрестных полях чернели подорванные на минных полях танки, развороченные артиллерийские орудия, и часто война напоминала о себе: подрывались на минах жители деревень, домашние животные. Ко всем трудностям, оставшимся от войны, добавилась засуха. В этом году урожай собирали по три-четыре центнера с гектара, а ведь землю пахали в лучшем случае лошадью, но чаще всего всей деревней поле перекапывали лопатой. И почти всё собранное вручную колхозом приходилось отдавать государству.
Привёл нас в школу, мальчишек и девчонок человек 10-12, мой сосед дядя Саша. Он был инвалид: пришёл с фронта без руки по самое плечо. В холщовой сумке у меня лежали две тетради по 12 листов и старый довоенный букварь. Это всё подарил мне мой родной дядя Саша, тоже инвалид войны. Он работал секретарём в сельском совете, и не знаю, где и как он достал эти тетради. У многих моих сверстников были тетради, сшитые из старых газет, на которых можно было прочесть военные сводки.
После линейки перед школой 1 и 2 классы усадили за парты по три ученика, 3 и 4 занимались во вторую смену. Вместо школьной доски висел стандартный лист фанеры, а над ним портрет Сталина с девочкой на руках.
Родители, в большинстве мамы, так как отцы у многих погибли на войне, постоянно дома напоминали, что надо учиться грамоте, что тогда легче будет жить, ставили нам в пример тех, кто не нёс тяжести нелёгкого крестьянского труда. И вот мы за партами жадно ловим каждое слово, сказанное молоденькой учительницей Ниной Васильевной. И, несмотря на то, что она в детстве переболела оспой и на её лице остались следы этой трудноизлечимой болезни, мы её любили.
Полюбили так, что за все четыре года начальной школы она стала близким, почти родным человеком. Она принимала участие в судьбе каждого из нас, сорока четырёх первоклашек, никогда не повышала голос, вместе с детской рукой выводила крючки и палочки, учила считать, вызывала родителей в школу, и их поддерживала, чем могла. Она ходила по деревне, узнавала, у кого что осталось от довоенного времени, и выпрашивала для школы. И жители деревни Верхне-Федотово и двух посёлков Красная Поляна и Новый Хутор отдавали всё, что могло пригодиться детям для учёбы.
Детская память сохранила и такой случай. Когда мы были во втором классе, с наступлением зимы один мой ровесник Ваня перестал посещать школу. Он неплохо учился: по крайней мере двоек не было, да и троек было мало. Он не приходил в школу день, два, неделю, и тогда Нина Васильевна пошла к нему домой. Едва переступив порог крестьянской избы, она заметила, как Ваня, вспрыгнув на лежанку, быстро забрался на русскую печь и затаился. От бабушки (отца и матери у Вани не было) она узнала, что у мальчика нет зимней обуви и ему не в чем ходить в школу. Мы почти все тогда зимой ходили в чунях. Это своего рода лапти, но не из лыка, а сплетённые из пеньковых верёвок. Местный сапожник Михалыч подшивал их широким прорезиненным ремнём, и тогда срок службы их увеличивался в несколько раз.
В школе Нина Васильевна, объяснив причину, почему Ваня не ходит в школу, спросила: «Кто может помочь ему?» Я поднял руку и сказал, что моя мама может сплести чуни. Через день Ваня пришёл в обуви, изготовленной моей мамой. И уже спустя много лет, когда Иван работал в редакции одной из районных газет, мы встретились в Орле и я спросил его: « А ты помнишь?» Он пожал мне руку и сказал: « Коля, хорошее не забывается».
А с каким упоением и замиранием сердца слушали мы русские народные сказки, которые читала нам Нина Васильевна обычно на последних уроках! В классе стояла абсолютная тишина, слышен был только голос учителя, и мы все мысленно погружались в мир грёз, переносились в мир сказочного сюжета. Рядом со мной сидела моя сверстница Шура. Сколько раз я наблюдал, как она переживала за сказочных героев, как, наверное, ей хотелось помочь и Василисе Премудрой, и Алёнушке, и Ивану Царевичу. Вот лицо её стало строгим, вот она сжала кулачки, когда Кощей похитил Василису Премудрую. Но вот счастливый конец, и Шура облегчённо вздохнула. На сказках, на детских книгах, которые тогда стали поступать в школьную библиотеку, она учила нас любить добро, ненавидеть зло, познавать мир во всём его разнообразии. Она дала нам самые первые и, может быть, самые нужные знания в жизни.
И ещё об одном случае из нашей школьной жизни хотелось рассказать. Деревню Верхне-Федотово и посёлок Красная Поляна разделяет ручей, который носит название Сухой. Ну это только в засушливые годы он на несколько месяцев пересыхал в верхнем течении, а во время весеннего паводка или летних ливней ручей разливался тогда на всю ширину луга. Сейчас эрозия почвы сделала своё дело и русло опустилось почти на два метра, и нет тех разливов. Однажды весной, перед каникулами, мы не могли пройти домой. Переправу из нескольких брёвен смыло разбушевавшейся талой водой, и мы, 9 детишек, постояв у широченного ручья, который был похож больше на реку и нёс на своём гребне комья грязного снега и льда, вернулись в школу. Учителя ещё не ушли домой и нас разместили по родственникам, а меня и ещё двух девочек Нина Васильевна пригласила к себе. Смущённые и растроганные, стояли мы у порога её дома. Она настойчиво убеждала нас, что мы ей не чужие, что она тоже Гостёнкова, что она родня нам, и что она нас никуда не отпустит. И мы остались ночевать у неё. Утром она сама проводила нас до переправы, которую уже успели навести жители посёлка Красная Поляна.
В моей школьной жизни и во время учёбы в Одесском университете были и другие замечательные педагоги, но память о первой учительнице, о её первых уроках, умении пробудить детскую душу и повести в таинственный и неизведанный мир знаний, я сохранил на всю жизнь.

Бутырина Галина Павловна, учитель русского языка и литературы,
воспитатель группы продленного дня  школы №27 г. Орла
Воспитатель группы продленного дня  – важная часть образовательного процесса в школе

В 1981 году в моей педагогической работе произошел резкий поворот. Пятнадцать лет я преподавала русский язык и литературу, и немецкий язык. Все складывалось в работе хорошо. Но когда пришло время отдавать в детский сад моего второго сына, у него обнаружилась серьезная болезнь. Мальчик оказался несадовским. Что делать? Нанимать няню? Я обожглась с первым ребенком. Мои родители и мужа к тому времени уже умерли. Надо было выбирать между здоровьем сына и работой. И, конечно, выбрала сына – ушла из школы. Когда он подрос и вылечился, стала искать работу, и нашлось место воспитателя в группе продленного дня в школе рядом с домом. График работы устраивал. Предполагала, что поработаю 2 года пока сын не пойдет в школу, а оказалось - на 20 лет.
Работа считалась не престижной. Администрация школы и часть учителей считает, что это милость для бездарных людей. Однажды коллега по работе попала на совещание завучей в роно, где стоял вопрос о продленке. Выступавший работник сказал: «Я понимаю, что в продленке работают убогие люди, но, товарищи завучи, будьте к ним снисходительны, дайте им доработать до пенсии». Вот такое отношение к педагогу другой категории.
Но я увидела, что работа воспитателя группы продленного дня нужна не только ученикам, но и их родителям: и домашнее задание объяснить (а приходилось некоторым ученикам заново объяснять материал урока), и на прогулку детей сводить, и за питанием последить. Да тут еще походила на курсы усовершенствования, которыми руководила Валентина Александровна Сидорова, и ее слова – напутствия «Надо работать так, чтобы дети не хотели уходить с продленки домой» запали в душу. И я начала стараться работать так, чтобы «дети не хотели уходить с продленки домой». Мы с детьми и домашнее задание выполним, и в спортивную школу на настольный теннис и в музей сходим, и за природой на прогулке понаблюдаем. Кроме этой работы я занималась с ребятами и развитием их творческих способностей. Из подручных природных материалов, которые мы собирали на прогулках или приносили из дома, научились выполнять панно на черной ткани. Настя Соловьева, моя ученица, на городской выставке детского творчества заняла со своей работой второе место. Я очень была горда и за нее, и за себя. А однажды у нас произошел одновременно и комический и драматический случай. Был вечер пятницы и за мальчиком Мишей долго не приходили родители. А нам это было на руку. Миша заканчивал свое панно из семян различных овощей и бобовых. Получалось очень красиво. Чтобы клей высох, работу положили на верх шкафа в кабинете. В понедельник, едва ученики пришли в группу, достаю Мишину работу и, держа ее к себе обратной стороной, говорю восторженно:
-Дети, это сделал Миша!
И вижу в глазах у детей недоумение. Поворачиваю работу и ахаю – Мыши от души полакомились семенами тыквы, дыни, арбуза, фасоли, оставив лишь веточки. У меня следом вырывается огорченно:
- А это съели мыши.
Дети повеселели: «Галина Павловна, у вас стишок получился!». Пришлось Мише переделывать работу заново.
Чтобы дети больше читали книг и были дружнее, ставила с ними инсценировки. Это отрывки из сказок или небольшие пьески. У робких детей снимался страх перед зрителями, улучшались дикция и самооценка. Дети переживали не только за свою роль, но и за слова других «актеров». Учителя начальной школы приводили к нам на спектакль своих учеников, которые сопровождались беседами об увиденном, викторинами. А чтобы все выглядело достойно, приходилось самой заниматься режиссурой. Выберу пьеску, а там всего 5-6 действующих лиц (а другие воспитанники обижаются, если им роли не досталось) и ввожу других героев. Сколько занимательного, поучительного и смешного происходило на репетициях и представлениях!
А какие добрые, задушевные чаепития мы устраивали зимними темными вечерами! До сих пор бывшие мои воспитанники говорят:
- Проходили мимо продленки и думаем: здесь было наше счастливое время.
В конце учебного года проводила собрание воспитанников группы и спрашивала, что запомнилось хорошего за год. Все говорили, что было интересно, вспоминали, чему научились, что было важно для них. Запомнились слова одного мальчика Данилы:
- У меня в группе друзей больше, чем в классе.
Однажды подруга, директор одной из городских школ, звонит по телефону и говорит:
- Хочешь услышать, как о тебе за глаза отзываются родители?
И она рассказала, что стоит на троллейбусной остановке, а рядом разговаривают две женщины. Из разговора было понятно, что у них дети учатся в разных школах в начальных классах. Одна спрашивает:
- Где же у тебя бывает сын после уроков?
- В продленке.
- И ты отдаешь его туда? Говорят, там плохо.
- У нашей Галины Павловны ему хорошо. Там некогда баловаться. Домой уходить не хочет, и просит, чтобы я за ним приходила попозже.
Подруга моя не выдержала, больно уж совпадение полное в имени, и спрашивает:
- В какой же школе учится мальчик?
- В 27- ой, - ответила женщина.
Подруга, с радостью в голосе, говорит:
- И тут я окончательно убедилась в том, что речь идет о тебе.
Этот случай показал мне, что вся моя работа, которой я посвятила последние 20 лет, важна и родителями оценивалась по достоинству. Это была самая высокая оценка моей работы!

понедельник, 4 октября 2010 г.

Буренина Светлана Григорьевна, учитель Коровье-Болотовской средней школы Кромского района Орловской области

1 СЕНТЯБРЯ

Из всех праздников, связанных со школьной жизнью, пожалуй, самым ярким и трогательным я считаю 1 сентября.
Ярким – от обилия, разноцветия, улыбок; трогательным – при виде таких милых, дорогих лиц, от ощущения важности профессии – учитель.
Незабываемый, неповторимый, ежегодно новый праздник 1 сентября.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему учебный год начинается 1 сентября, а не 1 декабря, 1 января, 1 февраля? Кто же так решил? Когда и почему? Что двигало теми людьми? Может быть изобилие осенних цветов, многоцветие осенних листьев? Да, наверное, и это тоже. Но, конечно же, главными виновниками этого торжества являются дети – загорелые, отдохнувшие, ещё более красивые на фоне осенних красок. Присмотритесь к их лицам. Сколько неподдельной радости вы прочтёте в их счастливых глазах от встречи с одноклассниками, учителями, с уютным классом, в благоустройстве которого есть вклад каждого, любимой партой, встречей с ещё неизведанным и неизученным.
Какие они родные и разные наши ученики в этот день! Несмелые, немного испуганные от этой необычной суеты первоклассники, крепко держащие теплую, ласковую ладонь своей мамы. Какие чувства испытывают они в этот день? Страх перед неизвестным? Гордость, что наконец-то доросли до первой ступеньки в большую жизнь. Кем и каким я буду среди этих больших «дядей и тётей»? Примут ли они меня, такого маленького, в свою школьную семью?
А вот старшеклассники совершенно другие. Уверенные в себе, повзрослевшие, с детскими смешинками в глазах. С высоты своего роста, немного с иронией, смотрящие на первоклассников, и наверное, думающих: «Нет, мы были не такими неуклюжими и беспомощными. Мы были другими». А сейчас мы такие красивые, взрослые, умные и знающие «почти всё».
1 сентября – день учеников, учителей, родителей - всех, кто причастен к школьной жизни. Поэтому он такой яркий, незабываемый и такой прекрасный, как сама красавица-осень.
Ради этого стоит жить, учить, любить послушных и не очень своих учеников. Ждать вновь и вновь 1 сентября!

Гришина Татьяна Вячеславовна, заместитель директора по УМР
ДЮСШ№3 по футболу г.Орла
Поле, футбольное поле… и не только
Вряд ли в Орле найдешь мальчишку, который увлекается футболом и не болеет за «Локомотив». Еще бы! Ведь главный тренер сборной России по футболу, тренер «Локомотива» - наш орловский – Юрий Петрович Семин.
 Он Почетный гражданин г.Орла, кумир знатоков футбола. А еще его хорошо знают в детской юношеской спортивной школе №3. Благодаря Ю.П.Семину в Орле открыто современное футбольное поле с искусственным покрытием стандартных размеров. Здесь он проводит мастер-классы, анализирует матчи, дает советы. А первой «поляной» для воспитанников школы в 1976 году был стадион «Динамо».
Почти 10 лет у школы не было своей спортивной и материально-технической базы, работали только 6 тренеров. Но какие! Ребята – упорные, трудолюбивые, стойкие, и результаты у них были всегда! Хорошие результаты. В 1985 году старший тренер Г.Б. Люблинский стал директором ДЮСШ №3 и директором он по сей день. Спортсмены обожали всегда своего тренера. Он заслуженный работник физической культуры РФ, отличник народного просвещения, тренер и руководитель высшей квалификации. А, вообще, он душа, мозг, любовь и гордость всего коллектива.
С 1991 года школа работает в режиме учебно-спортивного объединения с гимназией №34 г.Орла. Таких объединений в стране десять. Наше – одно из лучших.
В специализированных классах ДЮСШ№3 обучается около двухсот мальчишек с 4 по 11 классы. За каждым классом закреплен свой кабинет в гимназии №34. Чувствуете – свой! Это здорово, это ко многому обязывает. Хотя расписание учебных занятий составляется с учетом ежедневных тренировочных занятий команд, учиться и заниматься серьезно футболом (т.е.тоже учиться) трудно. Надо уметь сочетать эти виды деятельности, нельзя уронить честь футболиста ни на уроке, ни на тренировке, ни в игре.
А играть команды ДЮСШ№3 умеют. С 1991 года по 2000 год они были 6 раз чемпионами Черноземья, 8 раз призерами Кубка Первенства Черноземья. В летописи заслуг команды 1985 года рождения славная победа в г.Людзь (Польша)- под руководством тренера Егорушкина О.Г. ребята стали бронзовыми призерами Восточно-Европейского Финала. С 2005 года по 2010 год команды ДЮСШ№3 стали 8 раз чемпионами Черноземья и 6 раз призерами Кубка и Первенства Черноземья. В 2008 году команда 1994 года рождения стала обладателем Кубка МОА «Черноземье», она же Победитель Первенства Черноземья 2009 года, а в 2010 году – финалисты Первенства России по футболу. Немалые заслуги у команд 1996, 1997 и 1999 годов рождения. Заслуги тренеров, поддержка болельщиков, помощь родителей, ответственность врачей – все вместе помогает ребятам выигрывать.
На успех работает и материально-техническая и оздоровительная база школы. У юных футболистов есть все необходимое: замечательное современное поле, физкультурно-оздоровительный комплекс, коллектив замечательных высококвалифицированных тренеров-преподавателей с большим опытом работы.
Педагоги ДЮСШ№3 ведут большую научно-методическую работу. Они щедро делятся своим опытом. Создан учебно-методический кабинет для проведения теоретических занятий с учащимися и тренерами. Здесь же проходят семинары, конференции, курсы повышения квалификации для тренеров г.Орла и области, а также всего Черноземья.
Замечательно прожито 30 лет. За эти годы сложились интересные традиции. Торжественный прием учащихся и клятва юного спортсмена. На традиционном вечере по итогам спортивного сезона награждаются победители и призеры. Проводятся парады, слеты, встречи и, конечно, товарищеские матчи с выпускниками разных лет.
Но не только футболом и школьными уроками живут в ДЮСШ№3. Поездки по местам военной славы надолго останется в душах ребят: на Партизанской поляне (г.Брянск) проводили митинг, возлагали цветы, пели песни военных лет, а изТулы приехали с тульскими пряниками, в Сочи посетили места боев и сфотографировались у памятника освободителям. С экскурсионными поездками посетили Ярославский музей-заповедник, а Орловское Полесье стало совсем родным.
Вот живет замечательный коллектив ДЮСШ№3 города Орла: учится и тренируется, соревнуется и побеждает!

Кузнецова Марина Евгеньевна, учитель Коровье-Болотовской средней школы Кромского района Орловской области

« МОИ КОЛЛЕГИ»
«СЕКРЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА»
И каких только сюрпризов не бывает в жизни человека! Иные из них так резко меняют его судьбу, что ранее и помыслить о таких человек переменах не мог. Вот и моя трудовая деятельность началась в большом миллионном городе, да и в области вполне далекой от педагогике, а привела в небольшую сельскую школу далеко, далеко от родины. Но темой моих бессонниц была не сельская жизнь, с этим- то как раз в теперь далекие 90-е годы прошлого столетия было все великолепно, а то, как войти в новый для меня, а главное, в женский коллектив школы.
Ты оцениваешь людей, а те в свою очередь оценивают тебя: по внешности, по манере общения, по профессиональным качествам.
Так с первого же дня моей работы в новом для меня коллективе в поле моего воображения вошел образ одной неординарной женщины. Ее выделяла незабываемая внешность: высокого роста яркая блондинка, крупная фигура, сильные порывистые движения, уверенный, цепкий взгляд серых глаз. Такой предстала передо мной учительница начальных классов Киселева Наталья Васильевна.
Подкупала в ней та легкость, с которой она вступала в контакт с новым человеком, с ощущением давнего знакомства, что сразу же расположило меня к ней.
Для меня, только что начинающий свою школьную биографию, моя практически одногодка, 30-ти летняя женщина была уже вполне сложившимся педагогом, как для родителей, так и для коллег. Во время урока из-за двери ее класса по школе раздавался громкий, методически четкий, уверенный и требовательный голос Натальи Васильевна. « Боже!- думала я – неужели я тоже смогу выработать у себя когда-нибудь эту характерную учительскую манеру?». А там, за дверью в классе тихо и безропотно сидели ее маленькие ученики. Но звенел звонок, распахивалась дверь класса и открывалась неожиданная для меня картина: за учительским столом с доброй и лучистой улыбкой сидела « классная мама», а вокруг неё, прильнув кто щекой, кто всем туловищем толпились радостные дети. А один из «счастливчиков» всегда сидел у неё на коленях. Делились и самым радостным, и самым волнующим, очень главным событием их маленькой жизни.
За что же дети так любят такую строгую учительницу – такая мысль бессчетное количество, раз приходила мне в голову? Но, наблюдая за ней, я постигла педагогическую мудрость…
Дети любят строгих, справедливых, но добрых сердцем людей, умеющих так объяснить мудрёный урок, что становиться понятным и интересным даже самая трудная тема, умеющих заметить и оценить даже самый маленький успех, который окрыляет маленького человечка. А ещё учитель начальных классов - особый учитель: он – и математик, и филолог, и спортсмен, и музыкант. Наталья Васильевна из тех людей, про которых в народе говорят «мастеровые». Всем своим ученикам она не только дала зерна знаний, которые проросли и дали прекрасные всходы, но и научила вязать, вышивать, плести макраме, мастерить поделки из глины, папье-маше, соленого теста и многое другое.
Прошли почти 20 лет, но с годами не потускнел её творческий портрет. Она так же смела и честна в высказываниях, активна и деятельна. Уже со многими поколениями своих учеников она зимой обходит на лыжах все окрестности, весной ездит с ними на перегонки на велосипедах, летом играет в футбол, ходит в походы и на экскурсии, осваивает мультимедийные технологии, всё так же вытирает носы и подтягивает колготки- при этом разговаривает о самом сокровенном для ребят, являясь их другом и наставником.
Ведь выбрав однажды и навсегда профессию учителя – ты не имеешь права на старение, творческое развитие – вот твое жизненное кредо!
И вот уже я, бабушка 10-ти летнего внука, горжусь тем, что учился он именно в её классе, и мечтаю, чтобы Бог даровал ей здоровье и вдохновение, чтобы моя младшая внучка была её воспитанницей!