С днем Весны

Дорогие женщины!

Поздравляем вас с прекрасным праздником - с праздником ВЕСНЫ - 8-ое Марта. Счастья, любви, здоровья, успехов во всех ваших делах и начинаниях!

Мужчины, любящие вас.



















пятница, 8 октября 2010 г.

Деулина Лидия Васильевна, учитель краеведения,
заведующая музеем школы №46 г.Орла
А звали меня Том Лидахон
В 1958 году я закончила историко-филологический факультет Орловского педагогического института. Выпускников института этого года распределяли на работу в Среднюю Азию. Вот и моя группа попала под такое распределение в Таджикистан в город Сталинобад (сейчас Душанбе). Все боялись попасть в Среднюю Азию, а мне не было боязно, и даже очень хотелось туда поехать. Хотелось увидеть другие города, другой мир, людей, познакомиться с их традициями и культурой. Все было интересно. И сейчас я ни о чем не жалею.
На вокзале нас провожал преподаватель истории Кривин, которого мы очень уважали. Провожая, он плакал – ему страшно было за нас оттого, что мы так далеко уезжаем и в совершенно незнакомое место.
Ехали мы долго. Как переехали Урал, изменилась погода: жара стояла невыносимая. В Сталинобаде нас встретили и повезли в институт усовершенствования учителей, там и поселили. Жили мы во дворе в большой беседке, увитой виноградом со свисающими гроздьями. Там прожили 2 недели, которые были для нас как «курсы молодого бойца». В течение этого времени мы изучали таджикский язык, а разговорную практику проходили на восточном базаре. Что это был за базар! Фрукты, овощи, лепешки, таджикские халаты и расшитые тюбетейки, и многое другое, чего мы не видели раньше. Слов 120-150 я изучила.
Сталинобад очень красивый город: фонтаны, дома в восточном стиле, арыки по обеим сторонам улиц и много зелени. Центральная улица города – проспект Айни, и все сосредоточено здесь. Если смотреть на город с высоты, то он расположен как бы в чаше, а вокруг горы, горы…с белыми вершинами, переливающимися на солнце как бриллиантовые россыпи. Одно слово – Памир! Красота неописуемая! Мы учились, готовились к самостоятельной жизни в совершенно другом мире, а город жил своей жизнью, и я старалась выбирать время сходить в театр, на концерты или посетить выставочные залы. В городе очень много встречали выпускников вузов из России. Радовались таким встречам, знакомились и вместе ходили гулять по городу или на танцы.
А через две недели я получила назначение на работу в кишлак Гурьет Гесарской долины в школу имени К.Маркса учителем немецкого языка, русского языка и литературы. Учителя встретили меня очень приветливо.
 Я была в кишлаке единственной русской. Сам кишлак был серый, мрачный, неприветливый. И хотя в Средней Азии было уважительное отношение к учителю, как святому человеку, жители отнеслись ко мне очень настороженно. Ведь я была для них чужой. Единственные соседи, кто общались со мной, завуч школы и его жена.
Но однажды я увидела как самый главный человек в кишлаке, мулла, мучается от сильного нарыва на руке. Я помогла ему мазями и лекарствами, и через два дня ему стало намного легче. На следующий день я увидела у себя во дворе, что собрались жители кишлака и, приложив правую руку к сердцу, кланяясь, приветливо здоровались со мной. С тех пор жизнь моя в кишлаке изменилась. И хотя дети в школе с самого начала почитали меня, то теперь мамы детей или просто женщины кишлака в знак уважения и благодарности приносили мне продукты: фрукты, овощи, орехи, лепешки. А школьный сторож, обаятельный старик, подарил мне собаку, рыжую овчарку, с которой я потом ходила одна в горы.
Школа в кишлаке представляла собой длинное одноэтажное здание, метров 40. Каждый класс имел выход на улицу. Полы были земляные, а в холодное время классы отапливались буржуйками, которые стояли в каждом классе.

Дети кишлака не знали никаких праздников, кроме своих религиозных. Ими никто не занимался, так как это не было в обычаях сельских жителей. Я решила как-то детей развеселить, скрасить их быт. Купила мяч и разучила с ними как играть в лапту. Вначале они смотрели и удивлялись, а, поняв смысл игры, кричали, радовались каждому удачному удару по мячу. Потом научились играть в волейбол. И теперь после школы, если позволяли домашние заботы, дети собирались командами и играли в мяч. Смех и радостные крики стояли возле школы. Посмотреть на нас приходили даже старики кишлака.
Приближался Новый год (первый Новый год вне дома). Я предложила сделать для детей праздник В кишлаке он не отмечался, и поэтому никто не знал, что надо делать. Директор школы обрадовался моей инициативе и в последствии помогал в организации разных мероприятий. В конце декабря наш сторож привез с гор дерево, похожее на тую, так как елок в Азии не было. Вместе со всеми школьниками мы делали игрушки на елку, готовили праздничную программу: песни, стихи, народные танцы под национальный бубен. Пришли на елку и родители, и жители кишлака. Праздник получился веселым. Вначале дети стеснялись, но когда увидели, что за исполненный номер дают угощение, простенькие конфеты, стали тянуть руки, чтобы выступить.
В дальнейшем я стала организовывать для учеников советские праздники, все были в восторге. На 8 марта школа делала подарки девочкам: пудру, мыло, ручки, карандаши, тетради. А девочке из очень бедной семьи подарили 3 метра ситца – радость была большая в этой семье.
Я старалась участвовать в жизни кишлака. Осенью со всеми вместе ходила собирать хлопок. Это очень тяжелый труд! За весь день, не разгибая спины, я собрала 32 кг хлопка. Жители кишлака приглашала меня и на свадьбу. Я сидела на мужской половине, так как была другой веры. Таджикская свадьба была для меня очень интересна. Я записывала, какая была посуда, как украшены стены дома, какая одежда на молодых и других присутствующих, что дарили.
В кишлаке меня уважали и звали Том Лидахон, то есть уважаемая Лида, и когда ко мне в гости приехала мама, жители очень тепло отнеслись к ней. Она ходила по кишлаку и по - хорошему всему удивлялась и ахала.
Я могу рассказывать очень долго, но остановлюсь на этом. Судьбе было угодно направить меня в этот уголок нашей страны, и я ей благодарна. Впечатления остались на всю жизнь. Была молода и очень скучала по дому, родителям, но сейчас приятно вспоминать то время. Уехала потому, что закончился мой срок направления, и очень тянуло на родную сторону.
Я еще долго переписывалась с ребятами. Они присылали в письмах фото, писали даже из армии. А мой ученик, сын того замечательного старика - сторожа, окончил школу, и тоже стал учителем. По окончании педагогического института, работал завучем. В конце 60-х годов он привозил учеников на экскурсию в Москву и в Орел, заезжал ко мне в гости. Сколько было разговоров и воспоминаний! Фамилия этого ученика Алимов.
В кишлаке все меня помнили и вспоминали добрым словом.

Комментариев нет:

Отправить комментарий