С днем Весны

Дорогие женщины!

Поздравляем вас с прекрасным праздником - с праздником ВЕСНЫ - 8-ое Марта. Счастья, любви, здоровья, успехов во всех ваших делах и начинаниях!

Мужчины, любящие вас.



















четверг, 7 октября 2010 г.

Гостенков  Николай Иванович, учитель - пенсионер Нижне-Федотовской школы Кромского района
Учительница первая моя

Николай Иванович с супругой и внучкой
  Это был трудный послевоенный 1946 год, когда мы, девчонки и мальчишки, робко и застенчиво переступили порог начальной школы в деревне Верхне-Федотово. Школа была старой деревянной, но с большими окнами и широким коридором, построенная по распоряжению земства ещё в конце XIX века. В ней были две классные комнаты, вмещавшие более 40 учеников каждая. На окрестных полях чернели подорванные на минных полях танки, развороченные артиллерийские орудия, и часто война напоминала о себе: подрывались на минах жители деревень, домашние животные. Ко всем трудностям, оставшимся от войны, добавилась засуха. В этом году урожай собирали по три-четыре центнера с гектара, а ведь землю пахали в лучшем случае лошадью, но чаще всего всей деревней поле перекапывали лопатой. И почти всё собранное вручную колхозом приходилось отдавать государству.
Привёл нас в школу, мальчишек и девчонок человек 10-12, мой сосед дядя Саша. Он был инвалид: пришёл с фронта без руки по самое плечо. В холщовой сумке у меня лежали две тетради по 12 листов и старый довоенный букварь. Это всё подарил мне мой родной дядя Саша, тоже инвалид войны. Он работал секретарём в сельском совете, и не знаю, где и как он достал эти тетради. У многих моих сверстников были тетради, сшитые из старых газет, на которых можно было прочесть военные сводки.
После линейки перед школой 1 и 2 классы усадили за парты по три ученика, 3 и 4 занимались во вторую смену. Вместо школьной доски висел стандартный лист фанеры, а над ним портрет Сталина с девочкой на руках.
Родители, в большинстве мамы, так как отцы у многих погибли на войне, постоянно дома напоминали, что надо учиться грамоте, что тогда легче будет жить, ставили нам в пример тех, кто не нёс тяжести нелёгкого крестьянского труда. И вот мы за партами жадно ловим каждое слово, сказанное молоденькой учительницей Ниной Васильевной. И, несмотря на то, что она в детстве переболела оспой и на её лице остались следы этой трудноизлечимой болезни, мы её любили.
Полюбили так, что за все четыре года начальной школы она стала близким, почти родным человеком. Она принимала участие в судьбе каждого из нас, сорока четырёх первоклашек, никогда не повышала голос, вместе с детской рукой выводила крючки и палочки, учила считать, вызывала родителей в школу, и их поддерживала, чем могла. Она ходила по деревне, узнавала, у кого что осталось от довоенного времени, и выпрашивала для школы. И жители деревни Верхне-Федотово и двух посёлков Красная Поляна и Новый Хутор отдавали всё, что могло пригодиться детям для учёбы.
Детская память сохранила и такой случай. Когда мы были во втором классе, с наступлением зимы один мой ровесник Ваня перестал посещать школу. Он неплохо учился: по крайней мере двоек не было, да и троек было мало. Он не приходил в школу день, два, неделю, и тогда Нина Васильевна пошла к нему домой. Едва переступив порог крестьянской избы, она заметила, как Ваня, вспрыгнув на лежанку, быстро забрался на русскую печь и затаился. От бабушки (отца и матери у Вани не было) она узнала, что у мальчика нет зимней обуви и ему не в чем ходить в школу. Мы почти все тогда зимой ходили в чунях. Это своего рода лапти, но не из лыка, а сплетённые из пеньковых верёвок. Местный сапожник Михалыч подшивал их широким прорезиненным ремнём, и тогда срок службы их увеличивался в несколько раз.
В школе Нина Васильевна, объяснив причину, почему Ваня не ходит в школу, спросила: «Кто может помочь ему?» Я поднял руку и сказал, что моя мама может сплести чуни. Через день Ваня пришёл в обуви, изготовленной моей мамой. И уже спустя много лет, когда Иван работал в редакции одной из районных газет, мы встретились в Орле и я спросил его: « А ты помнишь?» Он пожал мне руку и сказал: « Коля, хорошее не забывается».
А с каким упоением и замиранием сердца слушали мы русские народные сказки, которые читала нам Нина Васильевна обычно на последних уроках! В классе стояла абсолютная тишина, слышен был только голос учителя, и мы все мысленно погружались в мир грёз, переносились в мир сказочного сюжета. Рядом со мной сидела моя сверстница Шура. Сколько раз я наблюдал, как она переживала за сказочных героев, как, наверное, ей хотелось помочь и Василисе Премудрой, и Алёнушке, и Ивану Царевичу. Вот лицо её стало строгим, вот она сжала кулачки, когда Кощей похитил Василису Премудрую. Но вот счастливый конец, и Шура облегчённо вздохнула. На сказках, на детских книгах, которые тогда стали поступать в школьную библиотеку, она учила нас любить добро, ненавидеть зло, познавать мир во всём его разнообразии. Она дала нам самые первые и, может быть, самые нужные знания в жизни.
И ещё об одном случае из нашей школьной жизни хотелось рассказать. Деревню Верхне-Федотово и посёлок Красная Поляна разделяет ручей, который носит название Сухой. Ну это только в засушливые годы он на несколько месяцев пересыхал в верхнем течении, а во время весеннего паводка или летних ливней ручей разливался тогда на всю ширину луга. Сейчас эрозия почвы сделала своё дело и русло опустилось почти на два метра, и нет тех разливов. Однажды весной, перед каникулами, мы не могли пройти домой. Переправу из нескольких брёвен смыло разбушевавшейся талой водой, и мы, 9 детишек, постояв у широченного ручья, который был похож больше на реку и нёс на своём гребне комья грязного снега и льда, вернулись в школу. Учителя ещё не ушли домой и нас разместили по родственникам, а меня и ещё двух девочек Нина Васильевна пригласила к себе. Смущённые и растроганные, стояли мы у порога её дома. Она настойчиво убеждала нас, что мы ей не чужие, что она тоже Гостёнкова, что она родня нам, и что она нас никуда не отпустит. И мы остались ночевать у неё. Утром она сама проводила нас до переправы, которую уже успели навести жители посёлка Красная Поляна.
В моей школьной жизни и во время учёбы в Одесском университете были и другие замечательные педагоги, но память о первой учительнице, о её первых уроках, умении пробудить детскую душу и повести в таинственный и неизведанный мир знаний, я сохранил на всю жизнь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий