С днем Весны

Дорогие женщины!

Поздравляем вас с прекрасным праздником - с праздником ВЕСНЫ - 8-ое Марта. Счастья, любви, здоровья, успехов во всех ваших делах и начинаниях!

Мужчины, любящие вас.



















четверг, 30 сентября 2010 г.

Орловская Тамара Викторовна, учитель - методист, ветеран педагогического труда, г.Орел
Память сердца
…Я стала учителем французского языка
Жила-была в Баку девочка. Активистка. Заводила. «Драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота», - это Агния Барто про меня написала. А учительница французского языка добавляла: «А учиться мне когда? Мне учиться некогда!» И пообещала оставить на второй год, если двойки не будут исправлены Сложные отношения были у меня с французским. Но случилось так, что в середине учебного года, в декабре семья переехала в Орел. Я поступила в 10 класс школы №32, где изучали только немецкий язык, и со мной стала заниматься индивидуально учительница французского, которая преподавала в 9 классе. И начались занятия: трудные, упорные, интересные и результативные. Благодаря стараниям и терпению учителя, я успешно освоила программу. А что самое главное - учитель сумела привить интерес и любовь к этому языку. Окончив 10 классов, я поступила в педагогический институт, чтобы стать учителем французского.
Спустя 10 лет я побывала в Баку в родной школе. Первая встреча с прежним учителем, и удивительная новость для нее: «Я стала учителем французского языка, и теперь мы коллеги». Надо отдать должное преподавателю: она поздравила «двоечницу» и долго с интересом слушала о первых моих шагах.
Первый свой урок я дала в 1953 году в мужской школе №11, где занимался наш факультет, так как здание пединститута еще достраивали. Меня, студентку 3 курса, пригласили в деканат и попросили заменить больного учителя.

Хорошо помню ситуацию, которую потом видела во многих фильмах о школе. Директор довел меня до двери, открыл ее, впустил меня в класс…дверь захлопнулась.
Ростиком я небольшая, тоненькая. А в классе одни мальчишки – переростки. Парни в модных тогда куртках - «бобочки» осмотрели с ног до головы молча. Их, вероятно, удивила моя смелость, неожиданность моего появления. Но все слушали внимательно. И вдруг один за второй партой начал подмигивать, улыбаться, что называется «строить глазки». Стою, горю, на него поглядываю. Класс замер. И я решилась: «Не знаю вашего имени, но вижу: у вас что-то с глазом, пойдите к врачу». Парень смутился, ребята засмеялись. И, проявив смелость, с металлом в голосе, говорю: «Выйдите из класса! К врачу!» Парень встал и вышел. Вот так началась интересная, увлекательная жизнь с мальчишечьим коллективом. Больше подмигиваний не было.
Мне нравилась работа с пятиклассниками. На один из уроков пошла с трехлетней дочкой: не с кем было оставить, и, посадив ее почти под стол с игрушками, попросила не мешать. Дочка была послушная, тихая, и все забыли, что она в классе.
Начался урок с того, что рассказала немного о Франции. И вдруг говорю: «А вы ведь знаете французский язык». У деток ушки на макушке. «Вы слышали слова «пардон», «мерси». И французскую литературу вы знаете. Читали сказки «Кот в сапогах», «Красная шапочка», «Спящая красавица»?». Все дружно кричали - «да». «А знаете автора этих сказок?» Наступила тишина. «Так кто же автор?» - спрашиваю. И вдруг из-под стола: «Шарль Перро». Все забыли на время о присутствии моей дочки, и возникшее удивление и смех создали отличный эмоциональный настрой в классе.
Теперь дочь живет во Франции. Я часто у нее бываю, и мы вспоминаем этот милый случай.
А совсем недавно во дворе дома встретила своего бывшего ученика, ему лет сорок. Он был хороший шалопай (по его же словам), нередко скучал на уроках. И он вспомнил, как я дала ему книгу Э. Войнич «Овод» и как роман изменил его, отношение к учебе и к языку. Более того, он и теперь смог очень четко, хорошо пропеть куплет французского гимна. Вот удивил, так удивил меня: пел-то он по- французски!
аботала в разных школах города, преподавала в пединституте, училась в аспирантуре. Много было интересного, трудного. Но первые учительские годы, первые уроки и ученики не забываются!
«Не расстанусь с комсомолом…». Эти слова я произношу с особой теплотой и гордостью. Школу жизни я прошла именно в комсомоле, с ним. Я работала заведующей отделом молодежи в Заводском райкоме ВЛКСМ. Первым секретарем был Александр Степанович Хохлов! С него брали пример, ему подражали. Эрудированный, всегда подтянутый, он учил молодежь организовывать, увлекать, сплачивать, добиваться цели. В каждом деле мы видели и практическую пользу и романтику. В то время в райкоме жизнь кипела, бурлила. Двери всегда были открыты для всех. Работы было много. Мы отправляли молодежь по комсомольским путевкам на целину, на алюминиевый комбинат в сибирский город Селихов, устраивали субботники, диспуты, круглые столы, общегородские праздники. Я любила проводить «Ситцевые балы», конкурсы «Умелые руки», «Огоньки».
Помню еще один эпизод, связанный с комсомолом и знанием французского языка. 1957 год. Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве. Активисты Орла встреча делегатов, проезжающих через наш город. Как уж к нам попали итальянцы, не знаю. На перроне весело: танцы, песни, многоголосие. Пытаемся поговорить, но языковой барьер мешает. По-немецки – не получается, по-английски - не понимаем друг друга. Вдруг я закричала: «Я знаю французский!». Один из итальянцев подошел ко мне. И начался диалог: вопрос-ответ. Не больше. Это первое общение с иностранцем, первое! Как зовут? Какое хобби? Что нравится в России? Зачем в Москву. Голос дрожал, но главное, разговор завязался. А когда итальянец попросил адрес, совсем растерялась, что-то нацарапала в его блокнот. Нам не советовали меняться адресами, поэтому дрожала не только рука, когда писала. Но ничего – обошлось. Эта встреча и эйфория огромного праздника надолго остались в памяти.
Организаторские коммуникативные навыки оказались востребованными, когда я серьезно занялась воспитательной работой.
Душа обязана трудиться (моя внеклассная работа)
Никогда не была просто урокодателем, как и большинство моих коллег, преподавателей того времени.
В 1952 году мне 19 лет и будучи студенткой 2 курса педагогического института, по собственному желанию создала первый разновозрастной отряд по месту жительства. Мы готовили праздники для родителей, вели тимуровские дела, шефствовали над ветеранами, детскими садами, охраняли природу. Вся эта внеклассная работа помогали учителю раскрыть душу подростка доброте, сочувствию, воспитывала в них уважение к старшему поколению, родителям.
Увлекались ребята и изучением родного края. Помню первый наш поход. Вначале учились укладывать рюкзак, ставить палатку, разжигать костер одной спичкой. И когда были готовы, отправились в июне в поход с ночевкой ребятишки от 8 до 14 лет и я, не совсем опытный турист. Небольшой опыт в туризме компенсировался нашим большим энтузиазмом. Пошли по берегу реки, чтобы не заблудиться. Шли с песнями, любуясь природой. Вдруг мы увидели впервые для себя, городских жителей, как цветет дуб и какой красотой обладает наша русская природа! Это было незабываемо! Вечером на отдыхе сидели у костра, и я рассказывала о пионерах-героях, о комсомольцах-земляках, разучивали песню «Ах, картошка…». А потом считали звезды, слушали шум ветра и плеск воды, удивлялись тишине и покою природы. Ребята уснули, а я все искала свою летящую звезду.
Уже работая в школе №22, создала КИД – клуб интернациональной дружбы. Переписывались со сверстниками из зарубежных стран, из союзных республик. Недавно отыскала фотографию: кидовцы в стилизованных костюмах Латвии. Помню, как совершали заочные путешествия, изучали историю, культуру, быт республик, готовили национальные блюда.
Дел у членов клуба было много: участие в акции в защиту Луиса Корвалана, сбор посылок для детей Вьетнама, отправка «журавликов» в Японию, участие в смотре патриотической песни. Как интересно проводились наши главные праздники – День героев-антифашистов, День защиты детей!
Мы учились интернационализму, солидарности, взаимопониманию и терпимости (теперь бы сказали – толерантности). Души наших детей были открыты добру, справедливости, сочувствию и гуманизму. Нас называли комиссарами человеческих душ. Время подтвердило справедливость этих слов.
Встречаю как–то группу ребят из строительного колледжа и вдруг слышу: «Наш комиссар идет». Оглядываюсь: Лида Фролова, их куратор, бывший секретарь комсомольской организации школы №2!
А какая удивительная была беседа за чайком с Федором Чеханковым, народным артистом РФ! Сколько мы вспомнили трогательных и незабываемых моментов нашей школьной юности. Он учился в школе №26. Хочу сказать несколько слов о Маргарите Михайловне Ретровской – вожатой по сути своего характера, по смыслу жизни или перефразируя известные слова - «вожатый от бога». Огромна ее заслуга в патриотическом воспитании детей и подростков. Вместе с ней мы создавали музей И.Н.Машкарина, Героя Советского Союза, нашего земляка. Теперь и школа, и пионерская дружина носят его имя, с него берут пример наши воспитанники. Всей своей работой с детьми учили их делать людям хорошее. Надо помнить слова «Делать людям хорошее – хорошеть самому».
Реликвии моей семьи
На этой фотографии мой отец - Орловский Виктор Ромуальдович. Эта фотография 1933 года и на ней моему отцу 25 лет. Он был первым вожатым по призыву комсомола, и в Астрахани организовывал первые пионерские отряды. В нашей семье есть несколько ценных реликвий - свидетелей того времени.
Я бережно храню пожелтевшую картонку- пропуск на Красную площадь на общемосковский парад юных пионеров 23мая 1926 года, посвященный 2-й годовщине переименования в организацию имени В.И.Ленина. Папа был гостем на том параде, и было ему тогда 18 лет. Этому пропуску 84 года!
В нашей семье хранятся именные часы, которые вручили папе в 1933 году в Бакинском мореходном техникуме, с гравировкой «За отличную успеваемость, активную работу выпускнику Орловскому Виктору». Он был в числе тех, кто совершил кругосветное путешествие на паруснике «Товарищ». Эти часы сохранились даже, несмотря на военное лихолетье.
Бережно храним письма отца с фронта. Без трепета и гордости их невозможно читать. А подписи! «Папка – ваш друг». Так он обращался к нам своим детям. Папа погиб под Великим Луками и похоронен в братской могиле. Когда проходила Всесоюзная акция «По следам фронтового письма», я использовала папины письма. Наш поисковый отряд в числе лучших был приглашен в редакцию «Пионерской правды», там мы встретились с коллегами из этого города и организовали совместный поиск. Он был трудным, долгим, но результативным. Мы нашли (восстановили) 360 фамилий погибших бойцов. Теперь их имена высечены на обелиске братской могилы в деревне Беседино. Вместе с ребятами я была приглашена на открытие памятника и прочитала имя своего отца на этом обелиске.
В особых конвертах хранятся – мой пионерский галстук и значок, пионерский галстук и пять значков моей дочери. Ее награждали за отличную учебу, активную работу, участие в тимуровском движении, в поисковых отрядах.
Фотографии в альбомах, папках, рамочках. Фотографии разных лет. Это моя биография учителя, комсомольского работника, пионерского вожака, Человека, любящего свою страну, свою семью, людей….
Моя дочь и внук, мои ученики продолжают писать эту летопись добрых дел.

Комментариев нет:

Отправить комментарий