С днем Весны

Дорогие женщины!

Поздравляем вас с прекрасным праздником - с праздником ВЕСНЫ - 8-ое Марта. Счастья, любви, здоровья, успехов во всех ваших делах и начинаниях!

Мужчины, любящие вас.



















среда, 1 сентября 2010 г.

 Деулина Лидия Васильевна, руководитель музея школы №46 Северного района г.Орла
Школьники военного времени
Первое сентября – это праздник для всего населения страны: ведь нет человека в России, который не ходил бы школу. В этот день все дети, молодежь нарядны, красивы. Много цветов, которые они несут тем, кто будет открывать им новые миры на уроках, экскурсиях, в походах. К этому дню все школы сияют окнами, отремонтированными классами и коридорами, новой или отремонтированной мебелью. А на подоконниках и школьных газонах – цветы.Но не всегда первое сентября было таким праздничным и нарядным, как сегодня.
Вспоминается школа военного времени, первый учебный год после освобождения города Орла от фашистских захватчиков. Почти все школы города были взорваны немцами при отступлении, а те, что остались, не имели никакой школьной мебели: во время оккупации они стали казармами для солдат вражеской армии, а партами топили печи.
Перед началом учебного года директор и учителя школы №4, в которой я училась, ходили по домам и просили родителей выделить табуретку или стул для школы. Столы для учащихся сколачивали из длинных досок. За каждым сидели шесть-семь человек.
Классы были переполнены – по сорок и более учеников. Школьные помещения отапливались дровами. Было холодно. На перемене каждый старался погреть руки у печи. Не хватало учебников – один на шесть-семь человек. Не было тетрадей. Писали даже на газетах между строк. Но все-таки дети были активными, жили весело. В школе проводились утренники, сборы, встречи с героями войны. Мы писали письма на фронт, собирали посылки, вышивали кисеты. Активно занимались спортом. Зимой катались на санках и лыжах, бегали на коньках. Каток во дворе школы заливали сами.
Мы как могли помогали взрослым. В городе была кухня, где готовили обеды для инвалидов войны. Нам давали поручения доставлять пищу тем, кто не мог самостоятельно передвигаться. Наша школа шефствовала над ранеными госпиталя на Московской улице. Старшеклассники готовили номера самодеятельности. В группу выступающих входила и я, ученица второго класса, потому, что умела хорошо танцевать и петь. Я исполняла «Кабардинку». Залом служила большая комната, сцены не было. Просто часть помещения отгородили двумя простынями. Запомнился раненый, который сидел в первом ряду. У него была забинтована рука, и он не мог аплодировать, поэтому хлопал здоровой рукой по колену. А еще мы посещали детский сад. С самыми маленькими делились своими игрушками.
Наш город был полностью разрушен фашистами. С первых дней освобождения население города приступило к разборке завалов. Все учащиеся нашей школы после уроков участвовали в этих работах. Старшие школьники очищали кирпичи от раствора, а мы, младшие, складировали их. Из этих кирпичей были построены самые первые дома в нашем городе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий